Пожалуй, первый принцип, который я для себя определила в совместном рукоделии да и других занятиях с ребёнком - ничего не надо форсировать. Не надо воспитывать в ребенке волю, прилежание, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности и т.д. Для этого... ну, есть другое время и место. Вместе-то мы ведь бываем совсем мало. Сколько-то там еще нашего драгоценного совместного времени (на самом деле много) тратится на всякие бытовые дела. И, кстати, пресловутый "воспитательный эффект" от занятий с удовольствием, когда родители не вспоминают про это самое воспитание, а просто живут и играют вместе с ребенком, почему-то намного выше. Ну вот, под этим соусом и попробуем сформулировать наши правила.
Оговорюсь. Дети, конечно, разные. Поэтому все, что пишу, подходит в первую очередь моему собственному ребенку. Если в трех словах описать, какой Ромус, получится примерно так.
***
1. Рома очень активный и при этом достаточно внимательный. Вообще, внимания сейчас у него хватает на 20-30 минут, плюс еще 20-30 минут можно протянуть за счет проигрывания. Это достаточно много для дошкольника, но, разумеется, предельно мало для рукодельного сеанса. Отсюда:
Принцип второй. Я предпочитаю с ребенком запланированные занятия. Сама подыскиваю и обдумываю идею, подбираю материалы и инструменты, все это готовлю заранее. Потом жду "подходящего момента", это такого, когда у обоих хорошее настроение, когда достаточно времени и никто нас не прервет (телефоны-телевизоры отключаю обязательно). В итоге мы не очень часто садимся за совместные рукодельные дела, зато удовольствия оба получаем море.
Принцип третий, но очень важный, может, вообще самый важный. Рукодельный сеанс должен быть закончен за 20-30 минут. То есть нужно получить в прямом смысле конечный продукт. Можно разбить дело на несколько серий, но опять же так, чтобы в конце каждой с результатом можно было поиграть. Нельзя, например, сегодня покрасить коробку, положить ее сушиться и пообещать, что "в следующий раз" будем делать пожарников. Тут уж одно из двух: или самой красить коробку, а с ребёнком клеить окна, лестницы и вырезать пожарников, либо красить быстросохнущей краской и готовить аксессуары, пока коробка сохнет. А потом играть!
***
2. Ромус фонтанирующе изобретателен в играх, но до сих пор робок в любом деле, где нужно что-то делать руками. Ещё он не очень хорошо реагирует на неудачу: тут ему проще бросить. Однако Рома очень контактный, совершенно не капризный и очень легко идет на договор. Отсюда:
Принцип четвертый. Чтобы повысить эмоциональность проекта, нам подходят два способа. Или сюрприз (А что будем делать? - А сюрприз! Отгадывай!). Или разжигаю интерес, показав симпатичную картинку. Ромус теперь иногда пристраивается к моим бродилкам по интернету и говорит: "О! Такое я бы хотел! А давай сделаем!" То, что потом наша версия отличается от оригинала, его, естественно, очень мало волнует.
Принцип пятый. У нас есть присказка: "Получилось - порадуйся. Не получилось - пробуй еще раз". Помогает при трудностях. Важно придать некоторую ритуальность, чтобы, как в сказке, ребенок поверил в чудодейственную силу слова.
Принцип шестой. И это самый что ни на есть принципиальный принцип: в ребёнкином рисунке или поделке не должно быть моей руки. Я лучше покажу, как, например, нарисовать нос, на отдельном листочке, но не стану его подрисовывать за Рому. Поэтому при рисовании и лепке у нас основной вариант работы - параллельно делаем одно и то же. В большом проекте это почти всегда можно обыграть. А уж аксессуары потом придумывать - тут кто кого.
Принцип седьмой. Планирование. Сначала мы проговариваем, что хотим получить и как будем с этим играть. Поскольку ребенок не может вот эдак сидеть на диване и заниматься всяким умственным планированием, делаем мы это обычно по дороге с прогулки или из садика, ну, или, на худой конец, за столом.
***
3. Что Ромус любит делать руками? Уже писала, что в принципе - все, что вместе со мной. Ну, к предпочтениям я бы отнесла лепку и разное конструирование. К менее любимым занятиям - рисование. Он очень охотно откликается на разные, как сейчас говорят, "проекты": космос там сделать на потолке, театр открыть, город по всем правилам построить и т.п.Отсюда.
Принцип восьмой. Считаю, что большие проекты с дошкольниками делать и интереснее, и выигрышнее, чем отдельные поделки. Вот например, слепили мы динозавра. И что? На ковер нельзя, к другим игрушкам нельзя. А слепили "Мир динозавров" и пожалуйста - мама пошла суп варить, а ребенок сидит и еще час играет.
***
4. Против природы не пойдешь. Y-хромосома требует, чтобы все перечисленное было как-нибудь связано с техникой. Экспериментирование и активные игры Ромус однозначно предпочитает. А всякие занятия на результат, особенно если этот результат только на стенку можно повесить, его пока мало привлекают.Отсюда.
Принцип девятый. Наступить на горло собственной песне. А потому что, в конце концов, смотреть, как игрушка, на которую потрачены силы, время, материалы, валяется после двух минут игры - это неправильно, это демотивирует. Вот и не провоцировать эти ситуации. Вырастет ребенок, поле деятельности станет шире. Но пусть он сам попросит сделать что-то новое.
Лада появилась:) Давненько не было. Очень интересно было читать все эти принципы творчества с детьми. Мои мальчишки, правда, уже взрослые, но жизнь идёт своим чередом и не за горами то время, когда это станет для меня вновь актуальным:)
ОтветитьУдалить